Жак Деррида: эстетический проект и его философская рецепция

Жак Деррида: эстетический проект и его философская рецепция

Москва, Малая Ордынка, 25 (12 ноября 2010 г.)

С 12 ноября 2010 г. Александр Марков читал в МФК курс лекций "Жак Деррида: эстетический проект и его философская рецепция". Всего было прочитано 4 лекции.

Курс посвящён основным направлениям современной эстетической теории, которая рассматривается как ресурс для создания философской поэтики, включающей различные техники интерпретации поэтического текста. Курс состоит из четырёх лекций, посвящённых наиболее ярким явлениям в современной эстетической теории, которые предложено исследовать в их исторической изменчивости и как симптом важных перемен в социальной мысли.

Основной предпосылкой курса является то, что в последнее десятилетие (2000-2010) эстетическая теория претерпела радикальные изменения, среди которых нужно выделить:

А) Переход от ценностной модели эстетического знания (эстетическое как область умозаключений, позволяющих окончательно соотнести ценности «мира прошлого») к конструктивной модели (эстетическое как область постоянной проблематизации ценности «собственного положения»). Превращение «эстетического» в самостоятельную область теоретического исследования, наравне с «политическим», в противовес прежней критике эстетического опыта как неизбежно соскальзывающего к бытовому опыту.

Б) Установление новых пределов критического знания: эстетическая критика уже не может резко развести область сбывшихся смыслов и область открытых интерпретации знаков, но всякий раз погружается в «знак» как в точку постоянного «различения», продуцирующего новое знание. Отказ (в различных формах) от противопоставления индивидуального опыта и поэтических элементов текста.

В) Размывание границы между эстетикой (как учением о «возвышенном» восприятии, корректирующем общий опыт) и поэтикой (как рассмотрением предельного опыта «автора», вынесенного за границы обычной рецепции). Реформирование поэтики как «возвращение субъективности».

Г) Появление в эстетике проблематики современной медийной теории (media studies): интенсивность сообщения, продуцирование опыта различения и т.д. Новое различие между эстетикой и поэтикой: эстетика как мимесис исторического опыта, поэтика как реорганизация исторического опыта.

Д) Впервые со времён идеализма романтической эпохи тесное сближение эстетики и политики, после того, как в дискурсе стали анализироваться не только свойства сообщения, но и свойства его восприятия. Начавшееся развитие социологических и историко-теоретических методов изучения восприятия.

Также по ходу будут затронуты общие проблемы социальной истории современной науки, такие как развитие центров притяжения гуманитарной мысли, изменение конфигурации научного поля, появление теоретического фронтира как результат множественности смежных дискурсов.

Лекция 1. Хэрольд Блум и эстетический поворот (12 ноября)

Прагматизм в эстетике и проблематизация «объективного опыта». Особенности американской рецепции постструктурализма: сведение «тождественного» и «различного» на один уровень восприятия. Социальные каналы влияния «новой критики»: проблема рамок восприятия, отождествлявшихся с рамками социальной жизни. Теория автономного жанра как теория субъективного опыта. Манифест Хэрольда Блума «Карта перечитывания» (1975): тенденция к бесконечному увеличению контекстов. Кризис этой идеи в 1990-е гг.: внешние и внутренние причины. Книга Х. Блума «Гений» (2002) и увеличение числа принципов формирования канона. Литературоведческий environmentalism 2000-х гг. Проблема «именований» в континентальной и англо-американской теории (творчество Х. Блума 2005-2010 гг.): появление проблемы «энергии», сферы действия именования. Перформативная эстетика: критика понятия «читательского ожидания» и различение мира авторских влияний и мира читательских рецепций. «Возвращение субъективности» в англо-американском литературоведении и эстетике.

Лекция 2. Жак Рансьер и собирание эстетической теории. (26 ноября)

Трансформация понятия «мимесис»/«имитация» в свете сдвигов в литературной теории 2000-х гг. Кризис постструктурализма и проблематизация психоаналитического аппарата эстетики (термины «влечение», «желание» и др.). Критика Рансьером описательной эстетики и введение экспериментальных параметров. Рансьер как теоретик институциональных правил. Критика системных разрывов в языке и трактовка человеческого опыта как «неразорванного текста». Связь эстетики и политики: «реформа» правил наблюдения. Общие сдвиги в философской рефлексии над литературой в 2000-е гг. Рецепция идей Рансьера во Франции и в США.

Лекция 3. Современное прочтение Хайдеггера: от поэтики к логике и обратно. (10 декабря)

Категориальный аппарат современных теорий искусства и восприятие хайдеггеровской эстетики как опытной науки. Проблематика сообществ в наши дни и смыкание понятий «произведения» и «эстетического действия». Попытки превратить Хайдеггера в теоретика восприятия: понимание «контекста» не как суммы данностей, а как своеобразной технологии. Сравнение законов эстетического восприятия и законов мышления. Радикальная критика понятий «анонимной власти» и «политического» и создание новой поэтики власти. Рассмотрение Хайдеггера как критика космологии и создателя «эстетики спасения». Попытки заново осмыслить отношение прекрасного и возвышенного, в связи с критикой различных концепций субъективности.

Лекция 4. Жак Деррида: эстетический проект и его философская рецепция. (24 декабря)

Пути влияния идей Ж. Деррида на эстетику. "Голос и феномен": радикальная критика представлений о выразительности, практический аспект интеллектуальных операций и их эстетизация. Проблематика возвышенного в теории имени Ж. Деррида: имя и явление, политический и экономический аспекты знака. Эстетика социального и установление границ социального опыта как границ возвышенного. Проблема изображения как фрагмента и историзация опыта трансцендентального. Эстетический подход к возможному и деконструкция как замена причинно-следственных связей на картографию границ переживаний и действий. Новое понимание власти и авторитета: авторитет имени и авторитет действия, и особенности рецепции этого аспекта мысли Деррида в англо-американских теориях. Попытка преодоления установки на "политическое" и проблема источников авторитетного высказывания. Уточнение этих источников в европейском дерриданстве последних лет. Теория искусства: статус искусства как проекции артистического поступка, в отличие от статуса "социального", просто аккумулирующего готовые поступки. Теория "следа" Ж. Деррида и попытка новой классификации искусств. Попытки прочесть Ж. Деррида в теоретико-познавательном или в риторическом ключе, неудача этих попыток применительно к эстетической мысли Деррида.

Аудиозапись на сайте Podfm.ru.